В поисках утраченного влияния:
О судьбе романа в XXI веке
Тот факт, что молодых романистов соблазняет сегодня кинематографическая
авантюра, сам по себе не был бы удивительным, если бы не
создавал впечатления, что это только лишний признак кризиса
романа. В самом деле, роман и кино, также как роман и театр,
— двоюродные братья. Правда, некоторые писатели, как Кокто
или Гитри, разными путями продлили через кино свое литературное
бытие. «Завещание Орфея», «Вечное возвращение», «Кровь поэта»
(фильмы Жана Кокто) — литература в фильмах. Мальро видел
в кино средство политической сенсибилизации во время испанской
войны. А вот Ромен Гари — писатель, который в своем понимании
кино, может быть, был больше всех близок к сегодняшним молодым
романистам, и некоторые из них, как например Бернар-Анри
Леви, ссылаются на него. Ромен Гари (достаточно прочесть
«Для Сганареля») был одним из тех, кто много размышлял о
кризисе романа. Кризис двухплановый: повествования — манеры
излагать то, о чем ты хочешь писать, который сюрреалисты,
Жан-Поль Сартр и «новый роман», поставили под вопрос; но
также и более обширный кризис, кризис письменного творчества,
статуса писателя, функции воображаемого, который соединяется
с более общим кризисом искусства, прогнозированным в знаменитой
статье Солженицына.
В прошлом роман формировал мышление человека и общества.
«Повести» Вольтера и «Новая Элоиза» Жан-Жака Руссо не только
изменили нашу чувствительность, наше мировоззрение, но и
имели прямое влияние на политические и социальные перевороты.
У Наполеона какое-то время любимыми книгами были «Новая
Элоиза» и произведения о стратегии Фридриха II. Общество
ХIХ века своей литературой оркеструет, опять-таки, эпопею
Наполеона. Что такое произведения Бальзака или Стендаля,
если не романное брожение наполеоновского карьеризма? Роман
дает обществу образец честолюбивого человека, самовластного
человека, завоевателя. «Надо быть Наполеоном чего-то» —
это императив большинства героев романа от Жюльена Сореля
до Милого друга и от Фабрисио дель Донго до Раскольникова.
Эта социальная и моральная функция романа вновь встречается
у героев Барреса, Жида, Мальро и Сартра. Сколько людей вошло
в Сопротивление после того, как они прочитали Мальро? Эта
функция — руководить мышлением — отражалась в социальном
статусе писателя. На писателях (таких, как Ромен Роллан,
Валери, Жид, Бернанос, Мориак) лежала тяжелая задача обозначить
интеллектуальную географию, помочь обществу себя определить.
На них смотрели одновременно как на философов и как на пророков;
их книги, их идеи влияли на политиков и законодателей. Например
Жид, наверно, отец, или даже дедушка, ПАКСа, Симона де Бовуар
— мать закона о регулировании деторождаемости и об аборте,
а также текстов, организующих свободу женщины. Последние
тридцать лет, с этой точки зрения, показали значительный
спад социального влияния писателей.
Тем не менее, можно ли сказать, что кино заменило их в этой
роли? Оно, несомненно, оказало огромное воздействие на современное
общество. Может быть, даже, как фотография по отношению
к живописи, оно вынуждало романистов пересмотреть форму
романов либо в сторону интеллектуализации, из желания реагировать
против кино, либо — наоборот, чтобы подражать его движению.
Не будем входить в бесплодную дискуссию о превосходстве
романа над кино: «Большая иллюзия» (1937, Жан Ренуар), «Касабланка»
(1943, Михаил Куртиз), «Лолита» (1962, Стэнли Кубрик) —
шедевры, которые равны великим романам. Фильмы «Любовники»
(Луи Малль), «Пьеро сумасшедший» (Жан-Люк Годар) — оставили
глубокий след в нашей культуре.
Но кино, как искусство касающееся реальности, меньше взывает
к воображению. Хотя оно и производит более сильное впечатление,
чем роман, его влияние не так глубоко. Но, может быть, причину
пристрастия молодых романистов к кинематографу надо искать
в существовании перспективы овладения реальностью средствами
кино. Больше нет веры в грядущие поколения, раз не решаются
доверять будущему. И больше не верят, что надо изменять
общество, раз все социальные модели показали свою неспособность
что-либо разрешить. Так что кино дает соблазн покорить широкую
восприимчивую публику и добиться успеха именно в этом, сегодняшнем,
времени — которое отныне наш горизонт.
Собственно говоря, неважно, как выражаться — с пером в руке
или с кинокамерой-авторучкой. Важное — в прозрении. А прозрение
— это как раз то, чего сегодня больше всего не хватает и
в романе, и в кино, как будто тяжесть реальности задавила
воображение.