Жан-Мари
Руар
"ВОСТОК - ЗАПАД": вечная любовь
(размышления о кинофильме)
Политический роман и политический художественный фильм, как правило,
не стихия французских авторов. Кинорежиссер Режис Варнье дает
урок тонкости и проницательности.
Идет ли речь о романах или о фильмах, остается фактом,
что французы чувствуют себя неуютно в политической теме. Они гораздо
более одарены в историческом жанре. От Александра Дюма до Филиппа
де Брока, от Луи Арагона до "Святой недели" Жан-Поля
Рапно, от Жионо до "Золотой кареты" Ренуара есть несомненные
удачи. Но вот в жанре политического романа и кино мы гораздо беднее.
"Антуан Блое" Низана, "Жиль" Дриё Ла Рошеля,
"Большая иллюзия" Ренуара, некоторые фильмы Ива Буассэ
или Коста Гавраса — можно пересчитать по пальцам.
Зато итальянцы и англичане отлично умеют включать
интригу в социальный или политический контекст: "Капут"
Малапарте, "Мы так друг друга любили" Этторе Скола,
фильмы Дино Ризи,
Бертолуччи, Франческо Рози, "Огненные возы", и "Жизнь
прекрасна" Бенигни — примеры безусловных удач.
Вот почему "Восток — Запад" вызвал у меня
такой восторг. Фильм Режиса Варнье (автора "Индокитая")
очень хорошо сумел соединить любовную интригу с политическим фоном,
фикцию с историей. То, что Пастернаку удалось сделать в "Докторе
Живаго", Михалкову в "Утомленном солнце", Режис
Варнье мастерски воплощает в своем фильме. Задача не из самых
легких, так как чувства и политика редко ладят. Идеология может
раздавить интригу всем своим весом. Часто задняя мысль идеологического
нравоучения всё портит. Автор должен постоянно избегать двух опасностей:
желания что-то доказать и пропаганды. Только так можно сберечь
маленький ручеек человеческой
правды, текущий между развалин большой Истории.
Это то, что Режису Варнье удалось сделать с фильмом
"Восток — Запад". Сюжет вечный, даже если действие происходит
в конкретной эпохе — в 1946 году, когда советский режим предложил
русским эмигрантам вернуться в свою страну. В это же самое время
Сталин настойчиво требовал от союзников по антигитлеровской коалиции
выдачи ему власовских военнопленных. Союзники согласились с этим
требованием. Более половины выданных (60 тысяч) были казнены прямо
в Одессе,
а остальные отправлены в ГУЛаг. Протеста со стороны союзников
не последовало. Таков контекст действия этого фильма.
Итак, молодой врач русского происхождения, влекомый
голосом ностальгии по родине, возвращается из Франции в СССР вместе
со своей женой, француженкой, и сыном. Родина встретила их злой
мачехой. Вокруг себя они видят нищету, повальное доносительство,
расстрелы без суда и ложные процессы — все признаки тоталитарного
строя в самом его край-нем, сталинском, проявлении.
В фильме захватывает то, что он идет значительно
дальше проблемы сталинского режима, или даже — вообще советской
системы. Об этом, собственно, давно все сказано, и нам все ясно.
Подобный сюжет фильма мог бы быть подсмотрен везде, где любящие
друг друга мужчина и
женщина противостоят тоталитарной системе: в Иране, Афганистане,
Китае — в любом другом месте.
Это фильм и о страданиях в любви. Влюбленная замужняя
пара — ещё одно оригинальная черта фильма — в этой ужасающей ситуации
начинает себя терзать. Жена восстает. Она хочет бежать любым способом,
а её муж, похоже, согласился со своей судьбой. И даже наоборот
— делает карьеру в этой ситуации. Он вступает в партию и принимает
ответственный пост... Вечная проблема внутри тоталитаризма: бежать
— когда это возможно — или делать вид, что соглашаешься на неприемлемое,
и входить в сам механизм системы, чтобы её изменить.
Режис Варнье показывает советское общество не односторонне.
Мы видим и его человеческие черты: культ спорта, любовь к танцам,
песням, определенные черты патриотизма, трудового энтузиазма,
все качества жизни: благородство, эгоизм, элегантность и заурядность.
Он избежал пафоса. В этом фильме нет крови, нет насилия — этого
дурацкого насилия, которое ничему не учит и которое нам каждый
вечер показывают на экранах телевизора. Насилие в этом фильме
внутреннее: разрушительная сила истории, губящая отдельные личности,
их любовь и счастье.
Вода играет большую роль в этом замечательном фильме;
она символ свободы — вода бассейнов, бурная вода Черного моря.
Что касается актеров — Сандрин Боннэр, Катрин Денёв и Олег Меньшиков
— они превосходно играют эту простую и вечную историю. Как часто
бывает
скучно в кино... На этот раз мне показалось, что я присутствую
на действии, которое позволяет проникнуть умом и чувствами в потаенные
зоны души. Фильм останется, он послужит уроком виртуозной игры
на нюансах, проницательного искусства и свободы.